Трёхсложные размеры

Трёхсложные размеры

ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕ́РЫ — трехдольные размеры, трехсложники — в силлабо-тонич. системе стихосложения — размеры, осн. на стопах, состоящих из 3 слогов (отсюда назв.), — дактиль, амфибрахий и анапест. В рус. силлабо-тонич. стихе ритм Т. Р. основан на чередовании сильных (ударных) и слабых (безударных) позиций; слоговой объем сильных позиций составляет 1 слог, слабых — 2 слога. Место сильной позиции определяет вид Т. Р.: 1-й слог — дактиль, 2-й — амфибрахий, 3-й — анапест. Т. к. пропорции ударных и безударных слогов в Т. Р. ближе к естеств. ритму рус. яз., в них (в отличие от 2-сложных размеров) пропуски схемных ударений (трибрахии) встречаются редко, исключение составляет лишь 1-я стопа дактиля ("Ра́ть подыма́ется / Неисчисли́мая / Си́ла в ней ска́жется / Несокруши́мая", Н. А. Некрасов); зато значит. чаще используются сверхсхемные ударения, особенно на 1-м слоге анапеста ("За́пад га́снет в дали́ бледно-ро́зовой, / Зве́зды не́бо усе́яли чи́стое", А. К. Толстой). Поэтому ритмич. разнообразие Т. Р. достигается гл. обр. расположением сверхсхемных ударений и словоразделов. Ритмич. однородность Т. Р. позволяет им свободно сочетаться в пределах одного стихотв. текста — т. н. "трехсложник с переменной анакрузой" ("Две́ беспреде́льности бы́ли во мне́, / И мно́й своево́льно игра́ли оне́ / Вкруг меня́, как кимва́лы, звуча́ли скалы́...", Ф. И. Тютчев). Ср. объем Т. Р. — 2, 3, 4 стопы; сверхдлинные трехсложники в 5, 6 и более стоп редки и получают распространение только в 20 в. В рус. стихе Т. Р. менее популярны, чем 2-сложные. В 18 в. они ощущались как стихотв. экзотика, сознание поэтов, как правило, не различало дактиль, амфибрахий и анапест. Освоение трехсложников начинается лишь в 19 в., гл. об. в жанре баллады. Наст. расцвет Т. Р. приходится на сер. 19 в., когда не только значит. возрастает их доля в метрич. репертуаре, но за счет расширения тематики они превращаются в нейтральные размеры, годные для произв. любого жанр. и тематич. характера. В нач. 20 в. за счет освоения новых неклассич. размеров популярность трехсложников значит. снижается. В сов. поэзии с отступлением чистой тоники их доля в метрич. репертуаре вновь возросла. Соотношение наиб. употребит. стопностей — 3-й 4-стопных Т. Р., первый из к-рых в большей степени связан с лирикой, особенно песенной и романсной, второй — с эпич. жанрами и темами, а также с патетич. лирикой, — в самом общем виде можно представить как чередование периодов, отдающих предпочтение последоват. то одному, то др. размеру.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Трёхсложные размеры" в других словарях:

  • трёхсложные размеры — см. силлабо тоника. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 …   Литературная энциклопедия

  • трёхсложные размеры — см. Амфибрахий, Анапест, Дактиль. * * * ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, см. Амфибрахий (см. АМФИБРАХИЙ), Анапест (см. АНАПЕСТ), Дактиль (см. ДАКТИЛЬ) …   Энциклопедический словарь

  • четырёхсложные размеры — см. Пеон. * * * ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, см. Пеон (см. ПЕОН) …   Энциклопедический словарь

  • Четырёхсложные размеры —         см. Размер стихотворный, Стихосложение …   Большая советская энциклопедия

  • трёхсложные размеры — в силлабо тоническом стихосложении дактиль, амфибрахий, анапест …   Словарь литературоведческих терминов

  • ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ — ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, в силлабо тоническом стихосложении — дактиль, амфибрахий и анапест, ритм которых в русском стихе строится на чередовании обязательно ударных сильных мест и преимущественно безударных слабых мест ; схема: ( ) …   Литературный энциклопедический словарь

  • Амфибрахий — (греч. ἀμφίβραχυς  с обеих сторон краткий)  стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи Мороз воевода дозором Обходит… …   Википедия

  • силлабо-тоника — (греч. syllabe – слог и tonos – ударение), система стихосложения, основанная на урегулированном повторении ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо тонических стихах слоги группируются в стопы, каждую из которых составляют одно сильное… …   Литературная энциклопедия

  • Силлабо-тоническое стихосложение — (от греческого «συλλαβή»  «слог» и «τόνος»  «ударение») способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например: Науки юношей питают,… …   Википедия

  • Анапест — (греч. ἀνάπαιστος отражённый назад, обратный дактилю; менее распространено ударение анапест, соответствующее нем. Anapäst) трёхсложный стихотворный размер. В античной квантитативной метрике метр, стопа которого состоит из двух кратких и… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»